Храм

История

По историческим сведениям в XVI веке в Мигалове уже был храм. Как же он мог выглядеть тогда?

Больше половины храмов великокняжеских сел Тверского уезда в писцовой книге 1580 года характеризуются как «древяна клецки». Клеть – это простой прямоугольный бревенчатый сруб, перекрытый двускатной крышей. С восточной стороны обычно пристраивался алтарный прируб, а с западной – притвор трапезной с крыльцом. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными, с отдельной кровлей. Храм мог не иметь главок или венчаться небольшой деревянной маковкой, крытой деревянным лемехом.

Представить облик «клецкого» храма XVI века можно на примере сохранившейся в новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» Успенской церкви села Никулино постройки 1588 года.

Недалеко от сельского храма обычно строились дворы членов причта и проскурницы (просфирни), а также «старцев мирских», нищих, которые «питаютца от церкви Божии», т. е. милостыней и подаянием. Историк И. И. Лаппо, в конце XIX века занимавшийся исследованием писцовых книг Тверского уезда, сообщает, что «священник имел значение не только как представитель церкви, но и как советчик мира. Начать с того, что почти ни одна грамота, написанная крестьянином, не обходилась без участия священника, и редкая из них не была написана дьячком. Священник был обыкновенно лицом «излюбленным», выбранным всеми прихожанами…» Помимо прочего, лица духовного звания пользовались полною свободою перехода из одной местности в другую, не платя никаких пошлин при оставлении своего «поповского двора».

Возможно, поэтому, или по другим причинам, связанным с лихими годами Смутного времени, в выписке из Тверских писцовых книг «письма и меры Федора Игнатьева, да подьячаго Тимофея (Стефанова)» 1627-1628 годов Мигаловский храм описывается пустым: «Село Мигалово, на реке на Волге, а в нем церковь Рождества Христова древян клецки, строение Государево, службы нет, а в нем четыре места дворовых церковнаго причету». Из этого же документа понятно, что в XVII веке Мигалово из великокняжеского села стало поместным: «А ныне то село Мигалово в поместье за Степаном Коняевым с товарищи».

В архивных документах 1791 года встречается упоминание о другом деревянном храме в Мигалово, более ранней постройки: «Тверскаго уезда Суземскаго стана село Мигалово, в нем церковь во имя Рождества Христова деревянная, с приделом святаго пророка Илии ветха, утварию довольна, построена в 1740-м году». К сожалению, найти описание этого храма пока не удалось. Примечательно также, что к этому времени ещё не было утверждённого плана на приходскую церковную землю: «земля пашенная и сенокосная отмежевана неудобная к плодородию, почему планы от священно и церковнослужителей не приняты».

Строительство каменного храма происходило «тщанием прихожан» во время настоятельства Ивана Васильева (Соколова), (1762–1811 гг.), который в 1782 году уже служил здесь пономарем.

В клировых ведомостях Тверского уезда 1801 года присутствует описание храма: «Тверскаго уезда села Мигалова, в нем церьковь во имя Рождества Христова с приделом святаго Пророка Илии, деревянная, ветхая, вместо ветхой ж сооружена каменная, но еще не освящена, утварью церковною довольна… Построены, деревянная в 1740-м году, каменная в 1800-м годах».

Известно, что в самом начале XIX века храм Рождества Христова в Мигалово перестроили, предположительно, на средства помещиков Жеребцовых. В 1800 году он был уже каменным с колокольней и тремя приделами: центральный холодный – в честь Рождества Христова, правый теплый – в честь иконы Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского, левый теплый – в честь пророка Илии и Покрова Пресвятой Богородицы.

Левый придел был «выстроен усердием генеральши Екатерины Семеновны Коняевой». Ее муж – Михаил Тимофеевич Коняев – достаточно известный в истории русской армии человек. Он родился в 1727 году, окончил Морскую академию, ходил на разных судах в Балтийском море, был командиром пакетботов «Меркурий», «Лебедь», «Сокол», пинка (двух- или трехмачтовое судно). «Новая Двина» в составе отряда контр-адмирала А. И. Нагиева, фрегатов «Россия» и «Св. Дмитрий Ростовский», корабля «Граф Орлов». Михаил Тимофеевич был награжден орденом св. Георгия 4 класса «За отличие», орденом св. Георгия 3 класса «За храбрые и мужественные военные подвиги, оказанные в последнюю турецкую войну, будучи командиром эскадры при сожжении Дулциниотского флота». В 1779 году М. Т. Коняев ушел в отставку капитаном генерал-майорского ранга, или по-флотски капитаном 1 ранга. Умер 23 августа 1789 года и был похоронен в Тверском Успенском Желтиковом монастыре.

 

Облик храма в XIX веке

 В начале XIX века храм Рождества Христова представлял собой кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными деталями здание, выстроенное в формах раннего классицизма с элементами барокко, и композиционно состоял из храмовой части, трапезной с двумя приделами и колокольни. Храм относился к типу «восьмерик на четверике» и был перекрыт восьмичастным сомкнутым сводом. Стены обоих ярусов храма были прорезаны арочными окнами. Овальная в плане апсида храма была перекрыта купольным сводом. В архивных документах 1837 года при описании храма упоминается и колокольня: «церковь… зданием каменная, с таковою же колокольнею, на трапезной крыша в ветхости». Колокольня церкви была трехъярусная: первый ярус служил притвором для входа в трапезную, ярус звона был со скругленными углами, третий восьмигранный ярус служил резонатором звона.

План здания храма (из паспорта памятника архитектуры).

К приходу храма в 1801 году относились ныне существующие поселения: деревни Рябеево, Дешевкино (современное Калиново), Черкассы, Опарино, Мотавино, Прудищи, сельцо Шигалово. Из важных персон среди местных жителей упоминаются: генерал-майорша Екатерина Семеновна Коняева, господин прапорщик Акинфий Матфеевич Безстужев, титулярный советник Николай Иванович Башилов. Его вдова – Надежда Ивановна – еще долгое время жила в селе и, по-видимому, была похоронена на мигаловском кладбище у церкви.

Согласно ведомостям, в начале XIX века в Мигалово насчитывалось «всех приходских дворов 97 и их как равно и дворовых людей 429 мужескаго пола душ, 442 женскаго». Следовательно, храм в это время имел около тысячи (!) прихожан. Вот почему и потребовалось строительство вместительного храма с тремя приделами.

Среди приписанных приходских поселений в этой ведомости упоминается ранее не встречавшаяся деревня Новоалексеевское, отстоящая от села на 1 версту. В ней 11 дворов крестьян «временнообязанных господину поручику Алексею Григорьеву Теплякову». Возможно, это младший брат поэта пушкинской поры Виктора Григорьевича Теплякова, который, как известно, владел усадьбой Дорошиха, находящейся не так уж далеко от Мигалово, если ехать напрямик, через Волгу. Позже имение перешло его сыну – Павлу Алексеевичу Теплякову. У Теплякова были большие фруктовые и ягодные сады, пчельник, скотный двор, где разводилась помесь холмогорской и местной породы коров. Часть пустующих земель он разбил и сдавал под дачи. Так, на одной из дач в 1864 г. появился медо-пивоваренный завод, на котором работали местные жители. В 1891 г. на нем действовала одна паровая машина в четырнадцать лошадиных сил при одном паровом котле. Работало на предприятии шестьдесят мужчин, которые изготавливали в год 112 696 ведер пива на сумму 90 156 руб.

Скорее всего, указанная деревня находилась на территории современного военного аэродрома.

Фрагмент старинной карты

В архивных документах 1870 года мигаловскому храму даётся следующее описание: «зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка… престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Рождества Христова, в пределе тёплом по левую сторону во имя Св. Пророка Ильи, утварью и ризницею достаточна». «Земли при сей церкви отмежеванной в 1844 году: усадебной 1 десятина 1252 сажени; пахотной 28 десятин 809 сажень; в отхожей пустоше поповке 28 десятин 48 сажен вовсе неудобной (к возделыванию), на которой растёт кустарник; на всю землю план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице… Домы у священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле».

 

В Тверском епархиальном статистическом сборнике И.Добровольского (Тверь, 1901) значится, что «Церковь Христорождественская, построена 1800 г., распространена в 1894 г. (была перестроена и расширена трапезная – прим. сост.), каменная, престолов 3: в холодной Рождества Христова, в теплой правый Казанской Б.М. и Прп. Сергия, левый Прор. Илии».

Интересно описание в клировых ведомостях 1910 года других зданий, принадлежавших церкви: «усыпальница на погосте построена в 1893 году, сарай для дров построен в 1894 году, хлебный амбар, сторожка». При этом сообщается, что «приписных к сей церкви церквей нет, часовен нет; домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных не имеется».

 

Храм и Мигалово в конце XIX века

Таким был храм в конце XIX века. Вид со стороны правого придела восстановлен по фотографии 1972 года.

Рисунок Антоновой Татьяны, прихожанки храма Рождества Христова

В конце XIX века в Мигалово было две улицы, пять каменных домов, кузница, чайная и молочные лавки, госпиталь, старое кладбище вокруг церкви и начальная земская школа. Село разрослось, поэтому часть его была вытеснена на большую Старицкую дорогу; позже, при строительстве аэродрома, дорогу перенесли несколько дальше. Почва в селе была неплодородная: в основном песчаная или болотистая, требующая значительного количества удобрений, поэтому местное население кроме сельского хозяйства традиционно занималось ямщицким и печным делом.

Вдоль реки тянулась липовая аллея до особняка, построенного в 1881 году промышленниками Морозовыми. Фрагментарно аллея сохранилась до наших дней; сохранился и дом на высоком берегу Волги, известный в народе как «Чапаевский домик».

С этим названием связан миф о том, что именно здесь был снят один из эпизодов легендарного фильма 1934 года «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых. Считается, что главный герой отстреливается от белых из пулемета из окна именно этого дома. На самом деле герой актера Б.А. Бабочкина стрелял из окна Рождественской церкви. Во время съемок этого эпизода съемочная группа немало поучаствовала в деле разрушения храма с помощью бутафорских, но всё-таки взрывов; также герой Б.А. Бабочкина в фильме выбивает ногой оконный переплет.

Финальный эпизод картины, где Чапаев переплывает реку Урал, также снимался в Мигалово на Красной (или Чапаевской) горке, расположенной практически напротив Морозовского дома. В 2000-х годах бывшая морозовская усадьба была перестроена, теперь «Чапаевский домик» – это гостевой и ресторанный комплекс, где проводятся свадьбы и банкеты.

Храм в XX веке

XX век привнес колоссальные изменения в жизнь Мигалово. Сейчас уже ничего не напоминает о селе. В 1930-е годы руководство СССР приняло решение построить под городом Калинин аэродром.  Удобное местоположение и малая заселенность Мигалово сыграла свою роль в выборе именно этого места. Была проведена масштабная мелиорационная работа, вырублена значительная часть леса, Старицкое шоссе сдвинуто в сторону, а бывший отрезок дорожного полотна приспособлен под взлетно-посадочную полосу. Мигаловский аэродром был построен в 1934 году, но до Великой Отечественной войны он не был пунктом постоянного базирования отечественных самолетов. Во времена сотрудничества с Германией аэродром секретно был сдан в аренду немцам. Так, в 1930-е годы на Мигаловском аэродроме обучали немецких летчиков. На деньги, заплаченные за аренду аэродрома, в 1933-1936 годах была построена баня для военнослужащих и несколько домов из красного кирпича.

Скорее всего из-за внимания, которое было теперь обращено на Мигалово, в 1935 году был закрыт храм. Судьба последнего священника и сослужителей осталась неизвестной. Бывшую кладбищенскую сторожку, возведенную еще в 1783 году, превратили в жилой дом.

В ходе военных действий 1941 года здание храма сильно пострадало: в стенах трапезной, храма и колокольни имелись многочисленные проломы от попаданий артиллерийских снарядов.

После закрытия храма в разное время в нём размещались: склад, столовая, семейное общежитие, овощехранилище. Когда же в начале 1960-х годов в нём стала протекать крыша, то, не найдя средств на ремонт, чиновники здание забросили, и местные жители стали растаскивать из него всё, что были в силах унести: решётки с окон, рамы, стёкла, доски с полов и прочее. Кто-то отбивал от стен кирпичи, но этот процесс был очень трудоёмким, и кирпичей было унесено немного. В памяти детей, собиравшихся поиграть внутри разрушающегося храма, сохранилась прекрасная роспись на своде купола: на светло-голубом фоне облака и на них очень красивые Ангелы в белых одеждах, с крыльями за спиной. Живопись, несмотря на протечки и влажный климат, еще сохранялась. Но храм доживал уже последние дни…

Свидетели тех лет говорят, что во второй половине шестидесятых годов где-то среди огородов была могила священника, за которой бережно ухаживала одна старушка. Сейчас на этой и на многих других могилах находятся огороды наших земляков.

Таким был храм Рождества Христова в начале 70-х годов XX века

Разрушение храма

Храм Рождества Христова не простоял века, –

Свидетельство былого родного уголка…

Лишь есть ретроспектива назад на сорок лет,

В две тысячи семнадцатом там храма больше нет…

Но в памяти живущих по-прежнему стоит

И храм, и колокольня, и колокол звенит!

Марина Майгур, Мигалово


В 1973 году постановлением местных органов советской власти обветшавший храм полностью снесли, сровняли старое разросшееся кладбище, а на его месте построили новые дома и разбили огороды.

Почему же снесли храм, который был не просто памятником архитектуры, а частью жизни самого села и его жителей? Однозначного ответа на это вопрос уже не найти. Местная легенда гласит, что мигаловские мальчишки, которые частенько лазили по развалинам храма, кидались с него кусками крошащегося кирпича вниз, на дорогу. А в это время

один партийный чиновник ехал к себе на дачу, что у деревни Рябеево, и мальчишки – случайно, а может умышленно – угодили камнем в его машину. Чиновник возмутился и приказал разрушенное здание снести, чтобы, значит, неповадно было…

Так это было или нет, но 15 октября 1973 года Исполком областного совета депутатов на суженном заседании (то есть малым числом голосов) принял решение:

 «В целях приведения в порядок берега реки Волги, являющейся зоной отдыха трудящихся и примыкающей к ней территории в/ч 13667 …произвести снос полуразрушенного здания бывшей церкви».

Нынешние жители Мигалово, бывшие тогда мальчишками и девчонками, с любопытством наблюдали, как растаскивали обломки стен когда-то благолепного и величественного храма, который так старательно обустраивали их предки.

А буквально через два месяца после разрушения храма в область пришли документы, признающие храм Рождества Христова памятником архитектуры, охраняемым государством. Архитектор О.Ф.Якунин составил 29.01.1973 года паспорт памятника истории и культуры СССР на здание церкви Рождества Христова. Готовилось решение об объявлении церкви Рождества Христова в поселке Мигалово памятником истории и культуры, но, увы, решение готовилось слишком долго. Бюрократические проволочки стоили жизни – пусть не человеку – но храму…

Мы катались на санках с горы

Мимо стен, что остались от храма,

И он был продолженьем игры,

Частью вечности, также, как мама…

И казалось, так будет всегда:

Детство, солнце и снежная горка,

И надежная храма стена,

И – вулканом – кротовая норка…

Я порою в мечтах своих верю:

Если б кто захотел, тот бы смог

Прикоснуться к той сказочной двери

В детства самый родной уголок…

Марина Майгур

На фото: один из тех мальчишек, которые видели, как сносили храм в 1973 году, прихожанин возрожденного храма Рождества Христова в поселке Мигалово. Крест, который он держит в руках, был на трапезной снесенного храма. Теперь этот крест, память об утраченной святыне, находится над центральной аркой под потолком мигаловского храма.

С 1970-х годов Мигалово постепенно застраивалось четырех- и пятиэтажными жилыми домами, в 1980-х годах появилась школа, и уже в наши дни облик Мигалово продолжает меняться. Строительство многоэтажных домов постепенно превращает тихий поселок на краю Твери в часть современного города с обилием магазинов, общественного транспорта и автомобилей.

Контакты

Адрес: 170009, г. Тверь, п. Мигалово, Рябеевское шоссе, 1

Телефоны Храма:

Почта Храма: